ЛоготипЛоготип
8 383 247-8008 | 8 800 500-7002
phoneЗаказать звонокЧасы работы:
пн-пт: 09.00-18.00 с-в: выходной
 

Статья: "МАЗ-525 - Эпохальная разработка"


МАЗ-525 вполне можно отнести к эпохальным разработкам отечественного автопрома. Все-таки первый специализированный тяжелый карьерник массового производства! А сколько их дошло до наших дней? Всего один, да и тот далеко не в лучшем виде. Изучаем состояние автомобиля-памятника в районе Красноярской ГЭС.

Карьерный самосвал МАЗ-525 был первой машиной своего типа в СССР. Но примечателен он не только этим. Впервые на автомобильное шасси был установлен 12-литровый танковый дизель — вернее его дефорсированный (с 450 до 300 л.с.) вариант под обозначением Д-12А. Таким образом МАЗ-525 — первый советский грузовик с танковым дизелем. Любопытный технический нюанс — у МАЗа-525 не было задней подвески. Балка заднего моста крепилась болтами непосредственно к раме.

В историю советского автомобилестроения эта машина вошла и как модель, на которой впервые нашли применение планетарные редукторы в ступицах задних колес, подъемный механизм кузова с отдельным от рабочих цилиндров гидронасосом и гидроусилитель руля.

Но сегодня мы говорим не о технической, а об эмоциональной составляющей.

МАЗ-525 - Эпохальная разработка

01. В этот грузовик я «влюбился» еще ребенком, когда впервые увидел изображающий его рисунок в знаменитой рубрике «ИЗ КОЛЛЕКЦИИ "ЗА РУЛЕМ"» на четвертой обложке октябрьского номера одноименного журнала за 1977 год

МАЗ-525 - Эпохальная разработка
Примечание. Указанная в оригинальной заметке дата окончания производства - 1967 год - ошибочная. На самом деле выпуск МАЗ-525 был прекращен в 1965-м году.

02. Карьерник МАЗ-525 был флагманом отечественного грузового автомобилестроения. Им гордился МАЗ, который собрал первые опытные образцы в 1950 году, а с 1951 года начал серийно выпускать эту модель. В первые годы ежегодно строили по нескольку десятков штук, в 1954-м впервые преодолели планку в сотню построенных за год машин. Рекорд производства пришелся на 1958-й год, когда в Минске собрали 231 экземпляр МАЗ-525. 

МАЗ-525 - Эпохальная разработка


03. Но этого было мало для потребностей огромной страны, а МАЗ делать больше физически не мог. Потому производство вывели в Жодино, на отдельную площадку — завод дорожных и мелиоративных машин, ставший впоследствии БелАЗом. В 1958 году МАЗ-525 параллельно собирали и в Минске, и в Жодино. На Жодинскую площадку пришлось 16 товарных экземпляров.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

04. В 1959 году в Минске собрали последние два МАЗ-525, а БелАЗ взял совсем другие темпы и выдал стране 432 экземпляра МАЗ-525. Дальше объемы только росли. Свой 1000-й МАЗ-525 БелАЗ собрал уже в 1960-м. Рекордным был 1964 год с показателем в 1115 изготовленных МАЗ-525.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

05. В общей сложности МАЗов-525 построили не так уж и мало — 940 машин в Минске с 1951 по 1959 год, и 6021 самосвал этой модели собрал БелАЗ в период с 1958 по 1965 год. Общий «тираж» МАЗ-525 составил 6961 экземпляр за 15 лет производства на двух заводах. 
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

06. Но век этих машин был недолог. Экстремальные условия эксплуатации делали свое дело. Редкие экземпляры доживали хотя бы до второй половины 1970-х годов. Единичные экземпляры, попадавшиеся в 1980-е годы, были уже переделками, приспособленными под внутризаводской транспорт.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

Уж и не думал, что когда-нибудь встречу «живой» МАЗ-525, хотя бы в переделочно-внутризаводском варианте. Но чудеса еще случаются!

Ремарка М-Парка
07. Это был обычный визит на Минский моторный завод для «дежурного» интервью с руководством. Дело было весной 2006 года. Заглянул в тамошний транспортный цех, — и обомлел! МАЗ-525 собственной персоной! Правда, не самосвал, а внутризаводкой кран для транспортировки тяжелых станков, но все же… Живой МАЗ-525! 
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

08. На ММЗ сохранился БелАЗовский вариант МАЗ-525, о чем свидетельствовала выштамповка на боковине капота. 
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

09. Мосты и агрегаты были родными!
МАЗ-525 - Эпохальная разработка


10. Интерьер сильно потрепан, но и не из такого реставраторы делают конфетку.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

11. И каркас кабины был оригинальным!
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

12. Я тогда даже написал восторженную заметку в местную прессу. В заметке была фраза «"Распилять" машину в металлолом на ММЗ не собираются, и готовы на определенных условиях передать её в руки реставраторов». Именно так тогда меня заверили на заводе. Была надежда, что этот МАЗ-525 обретет вторую жизнь.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

13. Но оставалась последняя надежда — постамент в районе Красноярской ГЭС под городом Дивногорском. Это памятник, правда, не автомобилю, а историческому событию. И это повод для второй Ремарки.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

Ремарка М-Парка

14. Перекрытие Енисея. Событие, произошедшее 25 марта 1963 года. О нем было объявлено на весь мир, приглашены многочисленные гости, десятки журналистов из информационных агентств и газет многих стран мира. За этой операцией следил не только весь СССР, но и почти весь мир. В сети много информации о том «что/зачем, и как». Интересующиеся — найдут.

МАЗ-525 - Эпохальная разработка

15. Солидную часть транспортной работы сделали МАЗ-525. Но их было не двести, как любят приукрашивать не разбирающиеся в технике корреспонденты, а значительно меньше. В две сотни работавших на перекрытии самосвалов входят все грузовики, включая МАЗ-205 и КРАЗ-222, задействованные в той операции.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

16. Перекрывали Енисей не только природными каменными глыбами, но и искусственными бетонными тетраэдрами или, проще говоря, «пирамидками».
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

17. Именно поэтому «пирамидки» присутствуют в композиции постамента.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

Наконец-то настал момент, когда довелось мне побывать и там. В каком же состоянии монумент?

18. Простите, это что — заброшенный город Припять? Нет, окрестности вполне живого Дивногорска. Совсем рядом десятая по мощности гидроэлектростанция в мире и вторая по мощности российская ГЭС, управляемая отнюдь не бедным материнским ОАО «ЕвроСибЭнерго». Но конструкция рядом с постаментом выглядит так, словно здесь случился какой-то катаклизм. 
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

19. Буквы на постаменте сколоты, стройка рядом заброшена… Если бы не светящиеся огни заправки, можно было бы подумать, что попал в зону техногенной катастрофы…
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

20. Сбили вандалы или без должного ухода постамент пришел в такое состояние? Или есть другая причина?
МАЗ-525 - Эпохальная разработка

А в каком состоянии сам автомобиль?
Все агрегаты на месте. Даже двигатель — хоть какой-то позитив.
И кузов! Самосвальная платформа «правильная», родная, оригинальная.
МАЗ-525 - Эпохальная разработка
Машину нужно спасать! А если бы не уничтожили экземпляр с ММЗ, то из двух машин можно было бы собрать полный оригинал…

Только кто займется улаживанием бюрократических вопросов? МАЗ? БелАЗ? Администрация Красноярского края?

Для оформления монумента теоретически можно изваять новую «статую» самосвала из гранита, мрамора, бетона, да хоть гипса с бронзой, но оригинальному грузовику место в музее, а никак не под дождем и снегом в суровом сибирском климате…

Думаю, если бы заинтересованное руководство автозаводов, подключив административные рычаги по линии Союзного государства, взялось за решение проблемы, то у этого МАЗа-525 был бы реальный шанс сохраниться. Все-таки машина эпохальная, значимая. И последняя… Спасти бы хоть ее.

Автор - Д.Гладкий, "М-Парк"

Читайте также

Сегодня на Красной площади в Москве стартует ралли «Шёлковый путь 2016». 
Экипажи «МАЗ-СПОРТавто» отправились на ралли «Шелковый путь-2016». Пресс-конференция, посвященная этому событию, состоялась сегодня на Минском автомобильном заводе.
22 июня 2016 года Минский автомобильный завод в торжественной обстановке передал автобус МАЗ 231 представителям Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Средства на приобретение техники были выделены в рамках специальной совместной программы Союзного государства Беларуси и России.
Обзор МАЗ-690214 "Сапфир"

Вы заметили, как увеличился объем бытового мусора? Если в советские времена семья заполняла одно мусорное ведро за несколько дней, то теперь один человек «генерирует» большой пакет мусора каждый день. Пластиковые бутылки, молочные «тетрапаки» и прочее обилие упаковочного материала — тому причина.
Вот почему выросла потребность и в больших мусоровозах. Сегодня мы осмотрим как раз такую «большеобъемную» модель — 24-кубовый МАЗ-690214 «Сапфир»
Работает на: Amiro CMS