МАЗ представил первый электробус

09.07.2020

Электробус МАЗ-303E10 создан на базе дизельного автобуса третьего поколения, который был впервые представлен в августе прошлого года, и максимально унифицирован с ним по узлам, агрегатам, элементам облицовки и электронным системам.
В отличие от получивших широкое распространение в Минске электробусов "Белкоммунмаша", использующих основанную на суперконденсаторах технологию быстрой подзарядки, МАЗ-303Е10 является электробусом с так называемой ночной зарядкой типа ONC (OverNight Charging). Он оснащен литий-железо-фосфатными аккумуляторными батареями, которые отличаются высокой удельной емкостью (412 Ач) и длительным сроком службы.

МАЗ 303Е.jpg
Расчетный запас хода электробуса МАЗ-303Е10 - до 300 км. Это довольно высокий показатель, сопоставимый с лучшими европейскими образцами.
Батареи-накопители МАЗ-303Е10 (частично они размещены в заднем свесе внутри моторной шахты, частично - на крыше) заряжаются от автономного трансформатора, подключаемого к напряжению 380 В, или на специально оборудованных станциях с возможностью подключения к разъему CCS2 Combo (для доступа к нему нужно открыть задний капот).

6.jpg

Полный заряд при максимальном токе (150-200 А) обеспечивается за время от 4 до 6,5 часов. Суммарный запас энергии батарей составляет 285 кВт·ч.
Электробус оснащен асинхронным электродвигателем ZF CeTrax. Эта инновационная модель имеет максимальную (пиковую) мощность 300 кВт, номинальный момент 2170 Н·м (пиковый - 4500 Н·м), номинальное напряжение 650 В и расчетное потребление электроэнергии при полной массе электробуса 0,8 кВт·ч/км. Благодаря передовому электродвигателю МАЗ-303Е10 обладает преимуществами по динамике разгона, запасу хода и расходу электроэнергии на единицу пройденного пути.

Еще одна конструктивная особенность МАЗ-303Е10 - силовая установка размещена за надстроенными панелями, что позволило достичь минимальных показателей по шуму и вибрации.

Дополнительным преимуществом электробуса МАЗ-303Е10 является глубокая унификация с серийными дизельными автобусами МАЗ: передняя ось с независимой подвеской, ведущий мост и ряд других агрегатов и узлов. Это позволит операторам пассажирского транспорта иметь однотипный парк техники в комбинации дизельных автобусов и электробусов и обеспечивать оптимальную стоимость владения.

В представленном варианте компоновки в салоне установлено 30 мест для сидения, при этом в безбарьерной зоне (на низком полу) расположено 14 сидений. Общая пассажировместимость электробуса при максимальном количестве батарей - 72 человека.

От автобуса третьего поколения электробус позаимствовал ряд технических решений, обеспечивающих высокий комфорт как для водителя, так и для пассажиров. На дверях предусмотрены так называемые теплые кнопки, установлена бесконтактная система противозащемления, выдвижная аппарель для маломобильных групп населения получила электрический привод. Высота ступеньки над уровнем дороги - 320 мм.

Кондиционер работает на охлаждение и обогрев. Освещение салона - изменяемое по тонам. Подсветка может быть разной - "холодной" утром и "теплой" вечером. USB-порты обеспечивают зарядку смартфонов и планшетов на всех рядах сидений.
Важная особенность конструкции электробуса МАЗ-303Е10 - отопление в салоне электрическое, что обеспечивает абсолютную экологичность данной модели.

Кузов электробуса по длине такой же, как у МАЗ-303266, - 12,425 мм. Высота (за счет размещенных на крыше батарей и другого оборудования) получилась немного больше - 3300 против 3130 мм. Полная масса электробуса - 18.000 кг (по осям - 6500+11.500 кг).

Рабочее место водителя оборудовано цифровой панелью приборов, на которой отображается информация о работе всех систем электробуса, включая датчики дождя, света, контроля давления в шинах и систем безопасности ECAS и EBS. Электронное управление обеспечивает автоматическую диагностику всех бортовых систем. Перегородка на представленном образце - радиусная, с выходом в салон (вариант для Европы).

Каркас электробуса, как подчеркнули его разработчики, изготовлен из труб коррозионностойкой стали. Для повышения несущей способности его верхней части и обеспечения стабильной поверхности перехода "крыша-боковина" использован спецпрофиль. Кузов обшит разделенными панелями, которые изготовлены из алюминия и пластика, - это позволяет повысить коррозионную устойчивость и ремонтопригодность электробуса.

На заводе не скрывают, что электробус МАЗ-303E10 (так же как и дизельный автобус третьего поколения с двигателем Евро-6) в первую очередь предназначен для завоевания европейского рынка. Тем не менее и от "домашних" заказов МАЗ отказываться не собирается.

Источник: https://www.abw.by/novosti/commercial/214978